Экономика
Экономист Беляев назвал страх основной причиной падения цен на нефть
Автор: Михаил Беляев
14 апреля 2025, 12:43
Нефтяные котировки демонстрируют устойчивое снижение в течение двух недель, что связано с обострением торгового противостояния Соединенных Штатов и Китая, а также прогнозами сокращения мирового спроса на энергоносители. Некоторые эксперты отмечают, что торговый конфликт между двумя экономическими гигантами представляет собой основной фактор давления на стоимость. Введенные Китаем ограничения на импорт американского СПГ внесли дополнительную нестабильность на сырьевые рынки.
Экономические последствия торговой войны, скорее всего, окажутся более ощутимыми для США, лишившихся доступа к критически важным промышленным товарам из Китая. В то же время, как сообщали некоторые СМИ, Пекин уже перераспределил закупку газа, найдя альтернативных поставщиков вместо американских компаний.
Дополнительное давление на нефтяные цены оказывает несколько факторов: ожидание решений ФРС по процентным ставкам, укрепление доллара и снижение промышленной активности в азиатском регионе. В современных условиях нефть превратилась не столько в энергетический товар, сколько в барометр глобальной экономической нестабильности, чутко реагирующий на любые торговые противоречия между ведущими экономиками.
В условиях текущей турбулентности, вызванной новым витком протекционистской политики США и переформатированием международных экономических альянсов, именно соглашение ОПЕК+ продолжает играть стабилизирующую роль на рынке. Однако важно уточнить, что участники картеля пока не выработали единой позиции по противодействию падению цен. В то время как Саудовская Аравия и ОАЭ готовы к дополнительным сокращениям добычи, они ожидают четких сигналов от России и Ирана относительно их дальнейших действий.
Падение цен — не показатель
Для того чтобы говорить о последствиях сокращения цены, следует прояснить, что публичная стоимость может не отражать реального состояния рынка. Об этом в рамках разговора с корреспондентом издания «Силовой блок» заявил кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.
«Мы должны понимать, что цены на нефть — понятие не самое однозначное, там же несколько цен. Основная цена и наша торговля нефтью — это торговля по контрактам».
«В контрактах очень четко обозначено и количество поставляемой нефти, и цена, по которой поставляется сырье. А еще следует учитывать, что у нас есть дружественные страны, а именно Китай и даже Индия, куда мы организовываем поставки с большими скидками. Цены, которые сейчас снижаются, демонстрируют такую динамику из-за ожидания того, что в мире может быть спад производства, торможение развития, а значит, и снижение потребления нефти. Из этого делают вывод, что снизится цена. Это так называемые фьючерсные, бумажные цены», — сказал российский экономист.
В частности, собеседник «Силового блока» добавил, что фьючерсный контракт, на который все опирается, может отражать определенную динамику, однако это не должно выступать определяющим фактором. Дело в том, что такой инструмент позволяет одному из участников договора обезопасить себя от ценовых колебаний.
«Это чисто биржевой механизм, который является своеобразным страховочным контрактом и фиксирует условия сделки».
«Это биржевой инструмент, и он даже не предполагает никаких поставок нефти. На фьючерсном рынке 90 % контрактов заключаются, не предполагая поставку. Это своего рода биржевая игра. Угадал, не угадал — но на самом деле это не лотерейные билеты. По сути, данный инструмент страхует от реальных колебаний. Такого рода сделки могут служить ориентиром, но это не значит, что именно по этим ценам нефть реально продается. К этому стоит относиться, как к справочному материалу, но не считать, что это истина в последней инстанции», — отметил Михаил Беляев.
Что будет с ценами
Собеседник «Силового блока» прогнозирует, что в будущем нефтяные котировки могут укрепиться. Это произойдет после определенной стабилизации ситуации на рынке. Именно поэтому, как подчеркивает Михаил Беляев, не стоит бить тревогу, что нефть продолжает дешеветь.
«Кроме всего прочего, я полагаю, что поскольку в Соединенных Штатах нижняя граница сланцевой нефти находится на уровне примерно 60 долларов за бочку, то для стран ОПЕК, и прежде всего Саудовской Аравии, комфортной ценой является 80 долларов за баррель».
«Сейчас есть основания полагать, что в скором времени эта цена выйдет на 70-80 долларов, а для нас такая стоимость сырья вполне комфортная. На мой взгляд, совершенно не стоит бить никакой тревоги», — заключил Михаил Беляев.
Что происходит на рынке нефти
Согласно данным Bloomberg, снижение цен на нефть позволило возобновить перевозки российского сырья на танкерах западных компаний, застрахованных в этих же государствах. Это стало возможным благодаря падению стоимости Urals, основного экспортного сорта России, ниже установленного западными странами ценового потолка в $60 за баррель.
Цены на нефть начали снижаться после того, как президент США Дональд Трамп объявил о введении масштабных пошлин на прошлой неделе. 9 апреля стоимость Urals опустилась ниже $50 впервые с июня 2023 года. Однако уже на следующий день, после решения Трампа временно остановить часть ранее объявленных тарифов, цена снова поднялась выше этой отметки. Американский лидер объяснил это готовностью более чем 75 стран вести переговоры о торговых компромиссах. Китай остался исключением, так как торговая война между США и КНР продолжается. После этого решения стоимость нефти марки Brent превысила $65 за баррель.
До недавнего времени Россия вынуждена была обходить установленный ценовой потолок, используя теневой флот, утверждают западные СМИ. По данным Bloomberg, почти весь экспорт из тихоокеанских и арктических портов страны до сих пор осуществляется таким образом. Однако ситуация с поставками через Балтийское и Черное море начала меняться.
Bloomberg сообщает, что обычно Россия отгружает 60–70 партий нефти ежемесячно через свои порты на Балтике и в Черном море. На фоне снижения цен доля перевозок на западных танкерах или застрахованных западными компаниями значительно выросла. В текущем месяце она достигла 43 % от общего числа судов, которые уже загружены или забронированы. Для сравнения, в первые три месяца года, когда цены были ближе к $60 за баррель, эта доля составляла около 30 %.
Перенаправление танкеров в Балтийское и Черное море привело к росту ставок на транспортировку нефти из других регионов. Так, в марте стоимость перевозки американской нефти в Европу резко увеличилась, достигнув примерно $4,60 за баррель, что на 50 % выше показателя предыдущего месяца. Ставки на доставку колумбийской нефти в Техас также выросли на 85 %, достигнув около $3,10 на этой неделе, уточняет Bloomberg.
Ранее «Силовой блок» сообщал, что Запад начал перевозить танкерами нефть России из-за пошлин Трампа.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!