Главное
Попов: Авиакатастрофа в США могла произойти из-за неопытности пилотов
Автор: Владимир Попов
30 января 2025, 11:36
CNN передает, что Федеральное управление гражданской авиации (FAA) США сообщило о столкновении пассажирского лайнера с военным вертолетом Sikorsky H-60 (Black Hawk) в небе над Вашингтоном. Инцидент произошел при заходе на посадку. В FAA подчеркнули, что их заявление основано на предварительных данных и может быть скорректировано позже.
Рейс 5342 авиакомпании American Airlines, следовавший из Уичиты (штат Канзас) в Вашингтон, был выполнен на региональном реактивном самолете Bombardier CRJ700. Этот борт принадлежит PSA Airlines, которая является региональным перевозчиком в составе American Airlines. Представители компании подтвердили крушение одного из своих самолетов.
Национальный совет по безопасности на транспорте совместно с FAA уже приступил к расследованию случившегося. Пресс-секретарь Белого дома Каролин Ливитт в эфире Fox News рассказала, что президент Дональд Трамп получил доклад об инциденте.
Точные детали того, что произошло после столкновения с вертолетом, остаются неизвестными. В совместном заявлении полиция округа Колумбия (MPD) и окружной департамент пожарной и спасательных служб (FEMS) сообщили, что «на данный момент подтвержденных жертв нет». Однако сенатор от Техаса Тед Круз в своем посте в социальных сетях выразил иную точку зрения. Он сказал, что жертвы точно есть.
По данным телеканала CNN, предоставленным American Airlines, на борту потерпевшего крушение самолета находились 60 пассажиров и четверо членов экипажа. CBS информирует, что из реки Потомак достали не менее 18 тел погибших.
Основные версии трагедии
Есть вероятность, что катастрофа произошла из-за несогласованности в организации использования воздушного пространства над аэропортом. К тому же ситуация осложнялась тем, что военный вертолет мог не слышать команды диспетчера. Об этом в рамках разговора с корреспондентом издания «Силовой блок» заявил заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, генерал-майор Владимир Попов.
«Конечно, это скорее всего, человеческий фактор, но не ошибка диспетчера».
«Думаю, дело в несогласованности организации использования воздушного пространства. Столкнулись гражданское и военное судно. За это отвечают два разных ведомства. Военный вертолет и гражданский самолет работают на разных частотах управления. Как правило, согласование идет по отдельным каналам связи. Это и вылет, и разворот, и посадка, и набор высоты. Неинформированность о приближении, возможно, произошла из-за ошибки в организации. Дальше уже свою роль сыграли ошибочные действия и непонимание одного руководителя со своей зоной ответственности и другого руководителя», — заявил Владимир Попов.
Как добавил эксперт, еще одной причиной трагедии мог стать отказ системы оповещения об опасном сближении воздушных судов. Как правило, диспетчеры получают информацию о приближении самолета к другому лайнеру. В этом случае техника могла дать сбой.
«Самолет и вертолет находились на малой высоте. То есть их радиотехнические средства могли не наблюдать другое воздушное судно».
«Мог произойти также отказ системы автоматизации управления, по сути, сбой. В этом случае ни человек, ни машина не сработали. Хотя в каждом аэропорту должно быть так, что если метки находятся слишком близко друг к другу, должен сработать аварийный сигнал. Диспетчеру должен был «дать по ушам» мощный предупреждающий звук», — добавил Владимир Попов.
Опыт пилотов
Продолжая говорить о версиях авиакатастрофы, заслуженный военный летчик РФ отметил, что на ситуацию могли повлиять факторы, не связанные с отказом техники. Угол обзора у вертолета мог быть таким, что пилот просто не заметил приближающийся гражданский самолет.
«В авиации есть понятия радиоосмотрительность и визуальная осмотрительность. На ситуацию могла повлиять загруженность аэропорта».
«Это ведь столичная воздушная гавань. Пилот вертолета мог не заметить проблесковые огни самолета, которые вообще могли отказать. Многое зависит и от дальности видимости, при определенных условиях маневрирование будет затруднено. Вообще нужно еще сказать, что пилоты военной авиации надевают специальные шлемы с кислородной маской, которые ограничивают ту самую визуальную осмотрительность. Сразу сокращается угол обзора. Да и сам пилот мог быть неопытным. Сейчас может, конечно, появляться большое количество версий, следствие будет постепенно во всем в этом разбираться. Но пока главная версия — либо человеческий фактор, либо отказ системы», — резюмировал военный эксперт.
Другие авиакатастрофы за последнее время
К сожалению, это далеко не первая авиакатастрофа за последнее время. Министр информации штата Юнити в Южном Судане Гатвеч Бипал сообщал в интервью Radio Tamazuj о крушении самолета, унесшем жизни 19 человек. По словам чиновника, воздушное судно перевозило работников нефтяной компании с месторождения Юнити в Джубу, столицу страны. Эти специалисты завершили 28-дневную смену и направлялись на отдых. Самолет был арендован компанией GPOC, занимающейся добычей нефти.
В Южной Корее эксперты детально восстановили хронологию катастрофы пассажирского лайнера Boeing 737-800 авиакомпании Jeju Air, которая произошла 29 декабря в аэропорту Муана. Предварительной причиной инцидента называют столкновение с птицами. В двигателях самолета были обнаружены перья и следы крови, которые, согласно анализам, принадлежат уткам.
Предполагается, что именно это привело к отключению электричества на борту. Данная трагедия стала крупнейшей в истории страны по числу жертв на ее территории. Погибли 179 человек. Ранее трагический рекорд принадлежал крушению самолета Asiana Airlines в 1993 году, когда лайнер врезался в горный склон на юго-западе государства, унеся жизни 66 человек. Если рассматривать катастрофы с участием корейских самолетов за пределами страны, то самой масштабной остается трагедия 1983 года, когда лайнер Korean Airlines был сбит в районе острова Сахалин. Тогда погибли 269 человек.
25 декабря самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший рейс из Баку в Грозный, также потерпел крушение. Лайнер дважды пытался совершить посадку в аэропорту Грозного, но безуспешно. Причинами стали плотный туман, резкое ухудшение видимости, а также действие «плана Ковер», который предусматривает немедленную посадку или вывод всех воздушных судов из определенной зоны. Из 67 человек, находившихся на борту, погибли 38, среди них — семеро россиян.
Авиакомпания AZAL заявила, что причиной трагедии могло стать «физическое и техническое внешнее вмешательство». Аналогичную версию выдвинуло и министерство транспорта Азербайджана, указав на «внешнее вмешательство» как возможный фактор трагедии. Кремль, в свою очередь, призывал дождаться результатов официального расследования. Дмитрий Песков призывал опираться только на выводы следователей, занимающихся изучением обстоятельств крушения лайнера.
Ранее «Силовой блок» сообщал, что в ФБР не подтвердили причастность террористов к авиакатастрофе в США.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!