В сентябре Банк России повысил ключевую ставку с 18 до 19 %. На прошлой неделе последовало еще одно повышение: ставка сразу увеличена на 200 базисных пунктов и составляет уже 21 %. Это стало третьим последовательным пересмотром ставки, и достигнутое значение — 21 % — стало историческим максимумом. Ранее самым высоким уровнем была ставка 20 %, зафиксированная в феврале 2022 года.
В текущих условиях автокредитование остается важным стимулом для российского автомобильного рынка. При этом дилеры отмечают, что около 80 % новых автомобилей приобретается в кредит. В частности, Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сообщает, что только за I квартал 2024 года автокредитов выдали на сумму свыше полтриллиона рублей. В количественном выражении это 353 тысячи автокредитов, что на 99,2 % больше по сравнению с предыдущим периодом.
Важно напомнить, что в октябре произошло еще и повышение утилизационного сбора. В итоге объем автокредитования продолжил расти. В результате было выдано 192,69 млрд рублей на покупку автомобилей. За первые девять месяцев 2024 года общее число автокредитов достигло 1,09 млн, на общую сумму 1,58 трлн руб. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, количество автокредитов увеличилось на 81 %, а их объем — на 87 %. При этом в сентябре полная стоимость автокредита составила 22,25 %, тогда как в августе она была 21,14 %. С начала октября этот показатель уже поднялся до 23,21 %.
Скорее всего, показатели продолжат расти, и автокредит станет для россиян менее доступным. Действия Центрального Банка напрямую вредят рынку. Об этом в рамках разговора с корреспондентом издания «Силовой блок» заявил кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.
«К сожалению, Банк России повысил ключевую ставку. Все ожидали, что ЦБ пойдет на такой шаг, но это не означает, что все одобряли такой шаг».
«Регулятор стоит на тех позициях, что он должен бороться с инфляцией, но, на мой взгляд, с инфляцией у него бороться не получается, потому что это делается не за счет ужесточения денежно-кредитной политики. Это сверхотрицательные, вредоносные действия», — заявил Михаил Беляев.
По словам собеседника издания, сейчас в России большинство граждан не могут позволить себе приобрести новый автомобиль без кредита. Ситуация будет только ухудшаться, поэтому стоит также ждать еще и падения продаж у дилеров. Речь идет в том числе и об отечественных машинах.
«Безусловно, новая ставка отразится на автокредитах».
«Не исключено, что этот сегмент даже станет лидером по темпам удорожания. Например, у той же ипотеки существуют льготные программы, которые делают кредит более доступным. За счет этого продолжается поддержание рынка недвижимости. Но на рынке автомобилей такого нет. Даже на отечественные автомобили нет таких предложений, которые можно было бы сравнить с льготной ипотекой. Машина в России все еще считается таким достаточно дорогостоящим предметом, тем более что за последнее время цены выросли значительно. Мало кто у нас может позволить себе купить авто за готовые деньги. Стоит ожидать снижения продаж. Рынок вообще может встать», — объяснил экономист.
Как добавил Михаил Беляев, на ситуацию еще оказывает влияние монополизированность рынка. Причем это касается не только автомобильного сегмента. Из-за этого в ситуацию должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба, которая имеет инструментарий для нормализации ситуации.
«Не нужно ожидать, что дилеры снизят цены на свои автомобили».
«Может быть, будут какие-то отдельные точечные акции по каким-то определенным моделям или даже событиям. Но это все будет незначительно. Нужно помнить, что рынок у нас моноплизирован. Это касается всех сегментов и отраслей. Цены они повышают не для того, чтобы их снизить. Бороться с этим должна антимонопольная служба, а не ключевая ставка Центрального Банка», — резюмировал собеседник «Силового блока».
Добавим, что в свое время представители Ассоциации РОАД предупреждали о негативных последствиях повышения ключевой ставки. Они говорили, что этот шаг ЦБ вызовет дальнейшее удорожание кредитов. Кроме того, дилеры подчеркивают, что для бизнеса увеличивается финансовая нагрузка, а цены на автомобили будут расти, и это негативно скажется на продажах, которые, по мнению РОАД, в дальнейшем начнут снижаться.
Примечательно, что сентябрь 2024 года оказался успешным по объему продаж на фоне инфляционных ожиданий покупателей. По данным агентства «Автостат», за первый месяц осени было продано 150 879 новых легковых автомобилей — это на 36,7 % больше, чем в сентябре 2023 года. Рекордсменами снова стали китайские бренды: 93 175 новых автомобилей. Предыдущий рекорд держался с августа 2024 года, когда продали 90 098 машин производства КНР.
Несмотря на негативный прогноз, ЦБ объяснил свою позицию тем, что в стране «требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания». Согласно прогнозу регулятора, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,5–5,0 % уже в следующем году. В 2026 году показатель должен упасть до 4 процентов.
Ранее «Силовой блок» сообщал, что экономист Перепелкин спрогнозировал рост цен на товары в маркетплейсах.
Учения НАТО Neptune Strike в Балтийском море не способствуют стабилизации обстановки в Европе, а наоборот,…
Заявление премьер-министра Великобритании Кира Стармера о якобы ударах России по портам Украины подтверждает участие Лондона…
Запад не выполнил обещания по поставкам систем противовоздушной обороны (ПВО) в Киев до зимы. Об…
Полиция усилила контроль за законностью пребывания мигрантов в России, а также за процессом получения сертификатов,…
Европейский Союз (ЕС) допустил ошибку в оценке экономических и военных возможностей России во время планирования…
Вооруженные силы Украины (ВСУ) были вытеснены из трех населенных пунктов на территории Донецкой Народной Республики…