Экономика
Экономист Беляев призвал не паниковать из-за резкого падения экспорта нефти
Автор: Матвей Ресов
5 августа 2024, 14:20
Согласно отчету Bloomberg, экспорт российской нефти марки Urals из портов Приморск, Усть-Луга и Новороссийск в июле упал до уровня почти 1,8 млн баррелей в день, что является самым низким показателем за последние 19 месяцев. В июне этот показатель достигал 2,2 млн баррелей в сутки.
Отгрузки нефти марки ESPO (ВСТО) остались на уровне 1,1 млн баррелей в сутки, а поставки нефти марки Arctic Oil (Arco) составили 353 тыс. баррелей, что практически не изменилось по сравнению с предыдущим месяцем.
Аналитическая компания Kpler отмечает, что среднесуточный объем поставок нефти ESPO из порта Козьмино в дальневосточной части России достиг 945 тыс. баррелей, что на 10% выше, чем в июне, и на 7,6% больше, чем в июле предыдущего года. Большая часть этих поставок направлялась в Китай, который занимал 83% от общего объема экспорта.
Последствия для бюджета
Несмотря на снижение поставок и сокращение поступлений денежных средств в бюджет, ситуация не переросла в критическую. Это временное явление, и в скором времени всё должно нормализоваться. Об этом в рамках разговора с корреспондентом издания «Силовой блок» заявил кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.
«Конечно, бюджет недоберет какие-то деньги. Но дело в том, что потеря части прибыли является конъюнктурным явлением».
«Через некоторое время ситуация должна выровняться, и мы получим сообщения об увеличении экспорта. Тут стоит обратить внимание на другое и сделать более серьезные выводы. Если смотреть на эти цифры, то мы почему-то анализируем сиюминутные вещи, как банальные трейдеры на рынке. В государственной политике следует смотреть на перспективу. Все время сравнивать экспортные и импортные поступления нельзя, лучше делать более серьезные выводы и упор на внутреннюю экономику и развитие внутренних процессов, нам это необходимо. С этим связан и экономический суверенитет, и развитие рабочих мест, и благосостояние страны», — объяснил Михаил Беляев.
Также собеседник издания подчеркнул, что сейчас принято считать зависимость от экспорта углеводородов и других природных ресурсов признаками недиверсифицированной экономики. Однако такое положение вещей означает высокую стабильность из-за постоянного спроса на такую продукцию.
«Россия имеет огромное преимущество в виде незанятого внутреннего рынка, на котором надо работать и работать».
«Он более стабильный, более емкий, обещающий независимость от внешней конъюнктуры. Сырьевые продукты, а точнее их продажа, как бы это парадоксально ни звучало, обеспечивает большую стабильность, потому что они нужны всем и всегда. И сырье нужнее даже, чем высокотехнологичная продукция, которую могут использовать не все. А Россия производит то, что нужно всегда», — заявил кандидат экономических наук.
Импульс для экономики
Продолжая говорить о преимуществах сырьевой экономики, собеседник издания подчеркнул, что добывающая промышленность способствует развитию технологий, что также отражается и на других отраслях.
«Конечно, это плохо, когда в экспорте доминируют только сырьевые товары. Но есть и свои преимущества».
«Такое производство почему-то у многих ассоциируется с какой-то отсталой отраслью. Еще Карл Маркс говорил, что важно не что вы производите, а как вы производите. Современные добывающие компании применяют передовые материалы, искусственный интеллект, роботизацию. Кто-то даже недавно сравнил, что, например, нефтеперерабатывающая промышленность по наукоемкости сравнима с космическими исследованиями. Добывающая сфера системообразующая, она передает импульс на огромное количество других отраслей», — объяснил Михаил Беляев.
Вместе с этим финансовый аналитик определил минусы погони России за попыткой переформатировать собственную экономику под выпуск высокотехнологичной продукции. По его словам, сейчас в мире доминируют несколько компаний-гигантов, которые уже заняли основную часть рынка.
Добывающая сфера VS высокотехнологичная сфера
«В России периодически звучат призывы, что нам следует выпускать больше высокотехнологичной продукции. Нужно понимать, что там с конкурентоспособностью все будет намного сложнее. Уже сформировался определенный пул игроков. К тому же можно посчитать, сколько нужно инвестиций, какие затраты потребуется вбухать в развитие. Конечно, я не говорю, что это не нужно».
«Это следует делать для внутреннего рынка и диверсификации», — указал Михаил Беляев.
В условиях полного использования трубопроводных маршрутов Россия рассматривает возможность увеличения поставок нефти в Китай через порты на Балтике и Черном море. Об этом еще 23 июля сообщил заместитель министра энергетики Сергей Мочальников во время заседания российско-китайской межправительственной комиссии по энергетике. Вице-премьер Александр Новак, в свою очередь, добавлял, что увеличить экспорт в Китай и страны АТР возможно за счет перераспределения сырья с других рынков и реализации новых проектов.
Руководитель энергоуправления Китая Чжан Цзяньхуа сообщал, что в 2023 году Китай импортировал из России 107 млн тонн нефти, что на 24% больше, чем в предыдущем году. Из этого объема 40 млн тонн были поставлены по трубопроводам, а 67 млн тонн — морским транспортом. В первом полугодии объем поставок составил 55 млн тонн.
Bloomberg также отмечает, что мировые поставки нефти в прошлом месяце сократились на 586 тыс. баррелей в сутки, снижение коснулось не только России, но и Бразилии, Венесуэлы и Катара. Увеличение экспорта из Саудовской Аравии и США частично компенсировало это снижение. Общий объем экспорта в Китай снизился более чем на 1,4 млн баррелей в день, что стало наиболее значительным падением за год. Согласно анализу LSEG Oil Research, импорт сырой нефти в Азию в июле снизился до самого низкого уровня за два года из-за слабого спроса в Китае и Индии.
Ранее «Силовой блок» сообщал, что ЕК рекомендует Венгрии и Словакии найти альтернативу нефти из России.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!